Источниковедение. революционные организации в российской армии в украине и их программно-политические документы

Источниковедение. Революционные организации в российской армии в Украине и их программно-политические документы Первая половина XIX в. стала для Украины и России периодом рождения не только новых освободительных идей, но и новых антицаристская выступлений. Как бы в противовес так называемому охранному направления в русской общественно-политической мысли, представленном прежде Николаем Карамзиным, в русской армии возникли повстанческие тайные организации, формулировали задачу свержения царизма и ликвидации крепостного права. Считается, что на формирование в России таких крайне радикальных взглядов повлияли не так внутренние условия жизни, как внешние факторы, вызванные столкновением большого количества молодых военных людей с Европой во время войны русской армии против Наполеона. Уже со второй половины 10-х годов XIX в. в российском армейской среде (да и вне войском) появлялись такие общества, как «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества» (до 1818 p.), потом «Союз благоденствия» После роспуска последнего 1821 образовалось " Южное общество "в Украине, а затем — «Северное общество» в Петербурге. Руководителем «Южного общества» стал Павел Пестель. В его среде был выработан проект нового государственного республиканского устройства России, который планировали реализовать путем насильственного переворота с участием войск. Программный документ предусматривал революционную перестройку России и позже получил название «Русской Правды» Пестеля. Сохранилось две редакции этого документа. Первая — 1822—1823 pp. &Mdash; предусматривала ликвидацию самодержавия, крепостного права и сословного деления общества. Однако отмена крепостного права мало проводиться постепенно при сохранении в течение определенного времени определенных повинностей крестьян перед помещиками, выплаты оброка с тем, чтобы не уменьшились доходы помещичьих хозяйств. Не радикально имел отменяться сословное деление. За дворянами, которые «подали Отчизне большие услуги», должны были храниться определенные привилегии. Вторая редакция «Русской Правды», написанная 1824—1825 pp., Отражала полевению позиции Южного общества. Правда, переработанными были первый и второй разделы, третий доведен до середины, другие — только фрагментарно. По этой редакцией, крепостное право подлежало немедленной ликвидации. Дворяне, которые этому противоречили, подлежали аресту и найсуворищому наказанию. Половина помещичьей земли должна была перейти во владение крестьян. Так же отменялись все сословные права и привилегии, все граждане должны стать равными перед законом. В связи с этим планировалось ликвидировать сословные суды и сословные принципы комплектования армии. Выдвигалось требование провозглашения республики. Должны быть приняты все меры предупреждения реставрации монархии, в том числе и такой, как физическое уничтожение царской семьи. Законодательным органом Республики должен стать однопалатный парламент, право выбора депутатов в который предоставлялось всем гражданам, которые достигли 20-летнего возраста. Не должно было быть имущественного ценза. Женщинам, однако, избирательного права не предоставлялось. Парламент должен называться Народное вече. Исполнительную власть осуществляла бы Государственная Дума из пяти членов, выбирало Народное вече сроком на пять лет (каждый год по одному). Член Думы пятого года пребывания должен был ее председателем, то есть президентом. Этим попереджувалась возможность узурпации власти. Предполагалось также формирование третьего органа власти — Верховного Собора Из 120 пожизненных членов. Единственной функцией этого органа была контрольная («Блюстительная»). Он имел следить за точным соблюдением конституции. Государственное устройство Республики — унитарный. Федерация не допускалась. Исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения. Предполагалось, что Польша примет участие в революционном перевороте по сценарию тайного военного общества. Украина, как и другой национальным территориям, по проекту П. Пестеля («Русской Правды»), даже права на автономию не предвиделось. Хранилось крупное помещичье землевладение. По разработанному Северным обществом программным документом, который назывался «Конституция», Россия должна была стать конституционной монархией, но с федеративным устройством по территориальному, а не по национальному признаку. При конституционном монарху должен Существовать двухпалатный парламент, в котором роль верховной палаты выполняла бы Государственная Дума, нижней — палата выборных депутатов. Вместе обе палаты составили бы Народное вече. Право выборов мало предоставляться гражданам с высоким имущественным цензом. Исполнительную власть возглавил бы Император, которому устанавливался высокий должностной оклад. Император мог пользоваться правом «суспенсивного вето» — возврата принятого закона для повторного рассмотрения. Оба проекта декларировали общегражданские свободы: слова, печати, собраний, вероисповедания, места жительства и др. Участники военных тайных революционных обществ, подняли восстание против царизма в декабре 1825 («Северное общество» &mdash, 14 декабря, «Южное общество» — 29 декабря), получили название декабристов. Восстания были жестоко подавлены. Пять руководителей — Пестеля, Рылеева, С. Муравйова-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского — повесили. В Сибирь на каторгу и поселение отправлено 121 участника, 1 тыс. Солдат прогнали через строй, более 2 тыс. Отправлено на кавказскую войну и тому подобное. Значительно влияла на Украину деятельность других российских обществ. Неоднократно она имела и негативное значение, как, например, славянофилов. Наиболее влиятельные из них — И. Аксаков, автор труда «Об основных началах русской истории», И. Киреевський, автор книги «Девятнадцатый век», А. Хомяков, написавший труда «О старом и новом», «Записки о всемирной истории», а также Ю. самарий, О. Кошелев, И. Беляев и др. Они критиковали крепостничество, самодержавную произвол, но при этом проповедовали необходимость для России мудрого царя, который бы объединил все славянские народы. Понятно, Украинская среди славянских народов славянофилы не хотели видеть. Залогом благополучного Существование России считали сохранение ее самобытности, которая проявлялась в патриархальной крестьянской общине, господствующему положении дворянства, православие и отрицании не только революционных идей, но и европейских мод. При этом славянофилы противопоставляли историю России Истории Запада. Понимали необходимость отмены крепостного права, но выступали за то, чтобы такая отмена была проведена сверху. Реформы Петра I, как правило, осуждали, идеализировали допетровскую Русь, хотя понимали необходимость для России развития промышленности и торговли. Близкими к славянофилам во взглядах на крестьянство, славянском единстве были в Украине Михаил Александрович Максимович, Осип Максимович Бодянский (Исько Душица) и ш. Они, однако, не разделяли точки зрения на возможную консолидирующую роль в жизни славянских народов Российского государства и царя, их славянофильство оказалось в интересе к славянскому языкознанию, фольклору, этнографии, современного общественной и культурной жизни славянских народов. Однако и на украинской почве славянофильство проявляло себя как консервативное направление. Т. Шевченко скептически относился к такому поз аполитичного славянофильства И Коллара читаете Из всей силы, И Шафарика, и Танка И в славянофилы Да и претесь 1 все языки Славянского народа Все знаете А своей Дастьби. Когда будем И по-своему глаголать Как немец покажет ... Вместе с членами Кирилло-Мефодиевского общества Тарас Шевченко выступил глашатаем революционного славянофильства , что должно принести свободу славянским народам путем борьбы за свержение русского царя и его реакционного режима. Использованные источники и труда

  1. Кирилло-Мефодиевского общество К., 1990. Т. 1-3.
  2. Канский Георгий Философские произведения. К., 1990
  3. Костомаров Н. И. «Закон Божий» {Книга бытия украинского народа). К 1991
  4. Шевченко ТГ. Документы и материалы к биографии "(И8И4--186И). К., 1975.
  5. Яворськиш Стефан. Философские произведения. К, 1992 Т 1.
  6. БагалИйД. Декабристы на Украине. X., 1926
  7. Герби. чьський ПО. Развитие прогрессивных идей в Галичине в первой половине XIX в. (До 1848 p.). Львов, 1964
  8. Карпаторусиництво История и современность Доклады на I Конгрессе Международной Асо-циацп украинистов. К, 1994.
  9. Кашуба MB. Георгий Канский и его «Философский курс» // Георгий Канский. Философские произведения. К, 1990. Т. 1. С.5-42.
  10. Лысенко ММ. Восстание Черниговского полка. К., 1956.
  11. Нечкина МБ. Движение декабристов. М., 1955. Т. 1-2.
  12. С-Июсарськш А. Г В. Н Каразин, его научная и общественная деятельность. X., 1955
  13. Стеблш Фi. "Слово предостережения "В Подолинского // Рус. Ист. Журн. 1966. Кг 12. С.44-51
  14. Стеценко Л. Ф. Феофан Прокопович. Кировоград, 1959

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.