Источниковедение. литературные произведения. достопримечательности публицистики. агиографическая литература

Источниковедение. Литературные произведения. Достопримечательности публицистики. Агиографическая литература История как наука основывает положения и выводы, исходя из исследования и анализа объективных и достоверных источников, как: беспристрастно отражают различные стороны объективной исторической действительности Литературные же произведения, также публицистические во время своего создания , почти всегда рождались и выходили в целях защиты какого-то определенного (субъективной) Идеи, обоснование действий отдельных людей, вождей, церковные иерархи, военачальников, поэтому они часто пренебрегали «истина» Другой стороны, показывали действительность в искаженном видении Литературные произведения как Исторические источники , конечно, являются полноценными для изучения самого литературного процесса той или иной эпохи По их значение для изучения политической, социально-экономической истории, культурной жизни, то оно ограничено Недостатком литературных произведений и публицистики является также то, что авторы не были очень внимательными к точности Имен , дат, масштабов событий Органической свойством литературных произведений было и есть право писателя на художественный вымысел И все-таки Историк должен обращаться к литературным источникам, особенно в случаях, когда литературные или публицистические произведения с большой художественной силой и мастерством отражали социальные и духовные противоречия своего времени, Идеи, захватывали передовых деятелей или большое количество людей, когда с изучаемого периода, очень незначительными есть Другие письменные источники законодательного, делопроизводственного или классически повествовательного характера; когда сюжет и идею таких произведений составляют важные судьбоносные реальные Исторические события в жизни народов и государств.
тут

Повторяем, что литературный процесс сам по себе — часть Исторического процесса вообще. С этой точки зрения Историк в научной и учебной работы должен знать литературные произведения прошлого. Известные литературно-публицистические произведения XI-XV в. Одним из самых ранних литературных произведений является «Поучение» Владимира Мономаха. Как полагают, оно написано 1117 p., Но в Лаврентьевской список «Повести временных лет» помещено под 1096 Писец, очевидно, этим утверждал, что в канун Любечского съезда 1097 князьями Владимира Мономаха уже сложилась четкая мировоззренческая концепция по государства, роли великого князя, духовного начала в жизни людей, национальной и христианской традиции, воспитание детей, воинов и слуг. Вставка в Лаврентьевской списке — единственный счастливый случай, который сохранил ценную памятку для следующих поколений. С жанровой точки зрения «Поучения» или его части могут быть отнесены к произведениям публицистических (послание к князю Олегу Черниговского), педагогических (поучения детям), мемуарных (воспоминания), хотя все части обозначены публицистическим пафосом защиты справедливости и нравственных устоев, обоснования большой государственной ответственности князя и других государственных мужей. Владимир Мономах, или Владимир-Василий Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого и сын Всеволода Ярославича, внук по матери византийского императора Константина IX Мономаха, прожил долгую и насыщенную важными событиями жизнь. Родился 1053 p., Умер 1125 Как он сам писал, уже в 14-15 лет он был князем ростовским, затем смоленским, потом Владимиро-Волынским, впоследствии переяславским, а с 1113. &Mdash; великим князем киевским. «Сначала я к Ростову пошел, — писал он в» Воспоминаниях ", — послал меня отец. Далее (1069) и вновь во второй раз в Смоленск (1073) ... А из Смоленска пошел к Владимиру ... "и др. Это было время, когда княжеские сыновья получали княжества не как вотчину, а как землю для государственного управления ею. Молодого еще Владимира Всеволодовича «перебрасывали» с места на место, хоть и не просто понять из «Воспоминаний», кто «перебрасывает». Столицы княжеств, в которые направлялся Владимир Мономах, были в подчинении не только Всеволода Ярославича. «Воспоминания» как часть «Поучения» содержат много данных о междоусобных войнах, которые велись между князьями. С позиций человека, осознала вред междоусобиц, князь лаконично рассказывает о сожжении, опустошение, убийства, многочисленные войны с половцами. «Всех походов сделал я восемьдесят и три великих, а остальных не помню меньших» Эта часть «Воспоминания» — важный источник в политической истории Украины XI — начале XII в. Картина культуры и морали княжеского двора отражена в основной части произведения — «Поучение детям». По внешней паволокой ревнивого отношения к христианской религии, веры в Бога и стремление передать ту веру детям прослеживаются проверенные опытом, одобрены общественным мнением принципы морали. «Ибо так И. Василий учил, собрав при сем юношей: (нужно иметь) души чистые, непорочные, тела худые, кроткую беседу и по мере слово Господне». Но вскоре идут сугубо житейские установки: "при еде и питье без шума большого быть, при старых — молчать; мудрецов — слушать; старшим — повиноваться, с равными и меньшими — приязнь мать; без лукавства разговаривать, много понимать: не свирепствовать словом, не хулить разговор, не излишне смеяться, стыдиться старших, женщин недостойных не говорить; вниз глаза иметь, а душу вверх; избегать, не усердствовать поучать легкомысленных; власть же ни мать, как (и ) от всех времен. Если кто © вас может другим помочь — от Бога награды пусть тот надеется и вечными благами он пораюе «. От установок, адресованных главным детям, Мономах переходит к назиданию служилых людей:» А куда выходите в путь (за данью) по своим землям, — не дайте отрокам вреда действовать ни своим (людям), ни чужим, ни в селах, ни в хлебах, а не то проклинать вас начнуть. А куда пойдете и где станете — напоите, накормите лучше постороннего; а еще больше почтите гостя, откуда он к вам (не) придет, — или простой или знатный, или посол, — если не можете подарком, (то) едой и питьем. Они, так, мимо-ходя, прославят человека по всем землям, — или добром, или злым. Больного посети, за мертвецом идите, потому, что все мы смертны есьмо. И мужчины не пройдите, НЕ поздравив, доброе слово ему подайте. Жену свою любите, но не дайте им (женщинам) над собой власти ... А когда хорошо то умеете — того не забывайте, а чего не умеете, — то того учитесь, так же, как отец мой. Дома сидя, он сумел знать пять языков, — а за это почесть есть от других краев. Лень же — всем (злое) мать. Да не застанет вас солнце в постели — так так отец мой действовал блаженный и все добрые люди достойные ". При этом он советует спать в полдень среди Других дел после полудня можно и «лечь спать сном в полдень назначено есть Богом в ту пору так покоится И зверь, и птицы, и тоды» (цитирование «Поучение» сделано по тексту, опубликованному в журнале " Памятники Украины ", 1986, № 3, с 27-37) " Поучение "В Мономаха по жанру — прежде произведение публицистический Другой уникальной достопримечательностью древнерусской эпохи жанра эпической поэзии является «Слово о полку ее орсвим» Тема и сюжет — неудачный поход на половцев в 1185 г. Чернигово-северских князей во главе с новгород-северского князя Игоря Святославовича Дата написания произведения устанавливают по его содержанию В поэме галицкий князь Ярослав Осьмомисл И суздальский Владимир Глебович изображены как живые, хотя умерли они 1187 г. Поход состоялся, по Киевскому летописи, 1185 г. Итак, произведение могло быть написано в промежутке от 1185 до 1187 г. Существует, правда, мнение будто «Слово» в редакции, в которой было найдено в конце XVIII в, переработанное 1196—1198 гг Единственный рукописный сборник со «Словом», по мнению исследователей, принадлежал к XVI в Он погиб во время московского пожара 1812 г. Остались несколько переписанных вариантов от сгоревшего «Слова» и напечатанное на основе сборника XVI в першовидання 1800 г. Открытие и першопубликация «Слова о полку Игореве» сразу же вызвали острую дискуссию конце XVIII в еще не Существовало даже понятие о художественной литературе древнерусского периода, и это также оказалось причиной, почему научный мир воспринял «Слово» настороженно Появились даже аналоги «Слова» с произведением кельта Оссиана, солдата и барда III ст, который воспел подвиги своего отца Фингала Мак-Кумхайла И его воинов Упомянутый «произведение Оссиана», как это доказал 1765 г. Макферсон, выдав труд «Произведение Оссиана, сына Фингала», оказался поздней подделкой на основе невнятной переводной традиции Поэтому когда в конце 80-начале 90-х годов XVIII в стало известно об открытии в Росы «Слова о полку Игореве», ученый мир уже знал о кельтской «Осслану» И психологически был заражен скептицизмом Тем более, что открыватель «Слова» Алексей Иванович Мусин-Пушкш (1744—1817) непоследовательными и противоречивыми высказываниями о том, от кого ему достался сборник со «Словом», будто провоцировал сомнения то он получил «Слово» от книготорговая Сопикова, то от купца Глазунова из какого монастыря, то от архимандрита Ярославского Спасо-Преображенского монастыря Иоиля (Ивана Быковского) и Ин

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.