Источниковедение. украинские и белорусские летописи xv-xvii вв. часть 2

Среди созданных исторических произведений летописного жанра на украинской почве выделяется Густинский летопись, названный так потому, что 1670 в Густинскому монастыре был переписан с какого ранее сделанного списке иеромонаха Михаилом ЛОСИЦКИЙ. Оригинальное же и полное название произведения начиналась: "Кройника, которая начинается от потопа первого мира, и стол пот вор иен ия и раздЪлешя язык, и разсЪяшя по всей вселенной, и в разных народах, таже и в начале Славенский Рос-сшського народа, — и егда седые в Киеви и како кресты благоверный князь Володимеръ Рускую землю, и в великом княжении Киевском, по греческим царььх. Списася сия Кройника в Малой России, в монастырю святой Живоначальной Троици общежительного Густынского Прилуцкий ... игумена то ей же обители, года 1670, месяца августа 2 дня ". Автор Гус-латинское летописи, как и многие другие литераторы, употреблял слова «Россия», «Россия» в греческом звучании на определение слова «Русь». Известный украинский историк Михаил Марченко дал такую характеристику летописи: «... это оригинальное произведение, построен на значительном использовании разных источников». Летописец использовал значительную коллекцию произведений средневековой исторической, проповеднической, житийной и другой литературы, в частности, греческой и польской.
видеонаблюдение через интернет

Древний период отечественной истории освещен на основе древнерусского летописания XI-XIII вв. Других жанров литературы, польской историографии. В конце летописи помещены тематические разделы: «О началах козаков», «О приманений нового календаря», «О уний, како по времени в Руской земли». В последнее рассказом и заканчивается летопись. На основе анализа содержания и источников летописи А. Ершов выразил мнение, что его автором мог быть Захария Копыстенский, который умер 1627 p., Автор известного полемического произведения «Полинодия». Как считал А. Ершов, произведение было написано 1623—1627 pp. Но поскольку верхняя хронологическая граница событий, освещена летописи, доказана лишь в 1597 p., Вполне возможно, что он был создан ранее. Автор сопровождает текст летописи многими патриотическими и философскими размышлениями об отчизне, роль исторических знаний, призвание человека. "Почему каждому человеку чтение историй очень полезное? &Mdash; спрашивал он. И отвечал; &Mdash; Если бы не описано и мира не представлены, вместе бы с телом без вести все сходило бы в землю, и люди, как в темноте будучи, не знали, что за прошедшие веков происходило. Однако не все в летописи написано на основе рациональных знаний. Не за традиции тогдашней историографии летописец рассказывает много невероятных легенд и слухов, написанных к нему в исторических произведениях. Так, он повторяет легенду о смерти Олега от укуса змеи, которая выползла из черепа коня, «давно уже сдох»; как Кромер и Бельский, написал также о г Вербославську Малгорату, которая 21 января 1269 недалеко от Кракова якобы за одними родами родила 36 детей; о том, что в том же году на восьмой день после Рождества в Калуше родился теленок с семью головами и ш. Однако эти небылицы, в плену которых продолжал оставаться автор, определяют ценность Густынского летописи, а оригинальная историческая Информация второй его части, отражение в нем духовной атмосферы в Украине первой трети XVII в. Наряду с Густынским летописи всегда называют еще Летопись Густынского монастыря, который называется «Летописец об основании и создания монастыря Густынского». Он охватывает 1600—1640 pp., Рассказывает не только о монастырской жизни, но и о важных событиях всего украинского народа: деятельность П. Сагайдачного, восстановление православной Иерархии, отношения между православием и унией. В начале XVII в. в Киеве создан сборник летописных рассказов — «Летописцы Волыни и Украины». В Киеве он был опубликован 1888 p. в «Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси». «Летописцы Волыни и Украины» заканчивались записками Богдана Балыки, сына киевского войта Якова Балыки, который умер И613 г... Записки Богдана Балыки — первый исторический произведение в Украине, написанное светским человеком. Основная тема произведения — московский поход 1612г., в котором автор принимал личное участие. Значительное и оригинальную историческую информацию содержит Львовская летопись, автором которого считают Михаила Гану сапожного, служащего военной канцелярии Богдана Хмельницкого. Летопись формально охватывает период от 1339 до 1649 p., Следовательно, написанный в середине XVII в. В нем до 1629 представлены лишь отдельные фрагменты истории, упоминаются ли, коротко характеризуются отдельные события. О многих же лет вообще ничего не написано, кроме указания года, например, 1502, 1503,1504 — И так вплоть до 1517 p., За 1518р. написано: «Битва (у) Сокаля была». После этого снова года только отмечались без всякого текста. С 1524 пошла скупая информация: «Татары были на Подолю И Чурилова замка доставали»; 1525 г. «турке Рогатин доставали». Опять ничего о событиях за 1526—1541pp .; под 1542р. записано: «Саранча в матке божьей», 1548 p ... «Ярослав по-водочн»; 1549; «Арсений — владыка умер львовский»; 1590 ,: «Татаре Галич сожгли»; 1591 p .: «Дорожная была, рожь было по золотым 9 бревно». Летопись отличается анти униатской позицией. Во 1592 осужден миссию православных владык Ипатия, владыки Владимирского, и Кирилла Терлецькото, владыки Луцкого, «в ПалИж», которому доложили, что "мы суть прислании на то есть, Абих унию приняли от вшистко с Посполитой шляхты, и от священника, и от людей ". "Он (папа. &Mdash; С. М.) назад советов будучи барзо, одослан их к королю, чтобы им привилегию надал. И дал им, что и в сего времени мучают христиан, как слуги и предтечи антихристу ". С конца XVI в. До 1639 летопись написано в той же манере, но с интересными сообщениями: 1594 .: «Татаре вышли были И Галич сожгли, вреда много сделали»; 1595 p .: «Mop был большой в Перемышле и Львове»; 1596 г .: "В пяток светлый земля ся трясла. Наливайко в Венгер ходил «; 1597р .:» Наливайко потеряно "и др. Во 1620р. рассказ о королевича Владислава, который через Львов ехал в Волох и во Львове встретился с Сагайдачного: "... когда выезжала зе Львова с каменные арцибискупии, Сагайдачный у ворот стоял и поклонился ему, а он руку ему положил на голове и сказала так: «Взяв на помоч Господа Бога, вот с вами смелое иду противко неприятелем нашим».

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.