Библиотечный менеджмент как концепция управления часть 2

Важным фактором успешного развития современной библиотеки является повышение уровня современного управленческого мышления, в частности восприятие организационной философии, основы которой — сознательное понимание работником библиотеки своих целей и своего назначения в процессе функционирования организации, готовность взять на себя ответственность за результаты деятельности. Значительное внимание уделяется инновационному менеджменту, который стимулирует создание оптимальных организационных и экономических условий для внедрения и обеспечивает целенаправленное управление процессом нововведений.
видеодомофон купить

Ряд плодотворных поисков в теории библиотечного менеджмента продолжает и утверждает как действенное средство управления организацией — ситуативный менеджмент. Его преимущества, по мнению специалистов, — в применении гибкости содержания, форм и методов управления. Ситуативный менеджмент позволяет осуществлять адекватный анализ конкретной ситуации, поиск альтернативных решений, выбирать наиболее приемлемый вариант действий в сложившейся ситуации, что важно для адаптации библиотеки в новой социально-экономической среде (11). Вместе с тем, единого взгляда на управление библиотекой среди библиотековедов до сих пор не существует. Более десяти лет не утихает дискуссия вокруг библиотечного менеджмента. Часть библиотековедов считает, что процесс становления библиотечного менеджмента ознаменован важными результатами, среди которых: определение конструктивных путей реорганизации управленческих механизмов и подходов к решению многих проблем организации деятельности библиотек, формирование научной школы, в рамках которой издано много публикаций и защищены диссертации, осуществляется подготовка и переподготовка управленческих кадров (12). Другие библиотековеды не согласны с правом на существование библиотечного менеджмента, воспринимают его как неудачный синоним термина «управление библиотекой», перенос американского опыта общего менеджмента в условиях рыночной экономики и считают, что такой подход может привести к потере специфики управления библиотекой (13). Не углубляясь в водоворот профессиональных дискуссий заметим, что изменение социально-экономической среды не может не сказаться на системе управления библиотекой. Как продукт эволюционного развития, система управления библиотекой в новой социально-экономической среде требует новых подходов, новых алгоритмов, адаптации зарубежного опыта и внедрение инноваций. Управление библиотекой в условиях плановой экономики имело свои преимущества, в частности, — долгосрочное планирование и стабильность финансирования, наряду с недостатками — жестко формализованной организацией, приписками, неумением гибкой адаптации в условиях рынка. Таковы реалии обусловили подход к управлению библиотекой только как к отдельной функции. Выдающийся теоретик библиотековед И. М. Фрумин считал управления функцией организации и это было правомерно в существующих социальных условиях, когда управление библиотекой рассматривался как общей процесс в контексте управления библиотечным делом (14). Терминологический словарь подает термин «библиотечный менеджмент» как сознательную планомерную деятельность руководства библиотеки, которая включает планирование, организацию, оптимизацию труда, управления библиотечными процессами, контроль за работой, работу с кадрами и тому подобное. Отличие от термина «управление библиотекой» — в принципиально новых положениях в руководстве: возможностью создания оптимальной организационной структуры управления адаптивного типа, формирование перспективных программ развития, осуществление в полном объеме управленческих функций. Сущность библиотечного менеджмента — в определении стратегии (направлений) и тактики (методов) управления конкретной библиотекой как самостоятельной хозяйственной и юридической единицей ... (2). Итак, новый подход основывается на восприятии конкретной библиотеки как объекта управления и субъекта хозяйствования, открытой и самостоятельной системы, функционирующей в рамках ситуационного подхода. Принятие концепции библиотечного менеджмента необходимо для трансформации управления современной библиотеки как отдельного направления библиотековедения в научную дисциплину и профессиональную область деятельности (5). С этой точкой зрения нельзя не согласиться, учитывая объективную необходимость для библиотеки в рыночных условиях создания современной концепции управления. Важным вкладом в расширение практического опыта управленческих кадров библиотек был тренинг «Современный менеджмент в области культуры», проведенный Центром поддержки творческих инициатив и при содействии Международного фонда «Возрождение» в начале 2001 года в рамках международного семинара "Трансформация области культуры в посттоталитарных странах "(15). Согласно современной теории менеджмента библиотека рассматривается как производственная социотехнические система с двумя постоянно взаимодействующими подсистемами: технической, которая включает в себя не только технику и технологии, но и управленческие знания, организационные структуры, методы стратегического планирования, разработку проектов рабочих мест, уровень классификации и подготовку кадров, их профессиональный состав и т. д., и социальной, которая включает все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, причастность к принятию решений, возможности продвижения по службе, организационную культуру и прочее. Важно, что в ходе тренинга по определению эффективных характеристик библиотеки как социотехнической системы основное внимание акцентировалось на рациональном использовании человеческих ресурсов и актов их поведения, повышении уровня развития современного управленческого мышления. Среди важнейших факторов изменений библиотеки выделены такие, как: организационная философия, организационная культура управления, новый подход к оценке роли исполнителей в процессе принятия решений, новой схемы размещения оборудования, новые методы и формы подготовки и переподготовки кадров, новые критерии оценки экономической эффективности. С позиций менеджмента все заведения, предприятия, фирмы имеют общую черту — все они являются организациями. Организация — это группа людей, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Библиотека как открытая сложная организация имеет общие для всех организаций характеристики, в частности, это — наличие ресурсов, зависимость от внешней среды, горизональний и вертикальное разделение труда, организационную и технологическую структуру, необходимость управления. Этот подход приводит восприятие управления библиотекой как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей. Итак, объектом управления с позиций менеджмента в библиотеке есть несколько реально существующих функциональных процессов: создание и предоставление библиотечно-информационных продуктов и услуг, финансы, маркетинг, исследования и разработки, персонал и прочее.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.