Исторические корни фандрейзинга

Анализ распределения привлеченных средств свидетельствует, что пожертвования на образование (библиотеки) занимают второе место: религия — 59 млрд. долл. (45%), образование (библиотеки) — 17 млрд.
https://nowostimira.com/

Долл. (13%), социальное обеспечение — 11 млрд. Долл. (9%), искусство, культура — 10 млрд. Долл. (7%). Данные взяты из доклада Джейн Ньюмен, директора Великих фондов Океанографiчного института штата Массачусетс на Международном семинаре "Интеллектуальная свобода и доступ к информации: опыт зарубежных стран. Привлечение средств "(Киев, сентябрь 1996). Таким образом, Америка за долгие годы выработала целую систему сбора средств на различные социальные нужды, i через всю историю ее библиотек проходит местная благотворительность — пожертвования в виде книг , средств на строительство помещений для библиотек. В конце ХIХ в. в связи с индустриализации возникает небольшая прослойка богатых семей, которые поддерживали i создавали библиотеки. Они передали в дар большим i малым городом больше двух тысяч библиотек. Чтобы пожертвовать средства на библиотеку, не обязательно было быть очень богатым: в сравнении с вкладами в развитие университетов, колледжей, картинных галерей вклад в библиотеки был скромным. Поэтому такой вид благотворительности часто привлекал средний класс, который по численности больший. Это были по большей части представители интеллигенции, которые хорошо знали цену книги. Некоторые бизнесмены, котрi в свое время были подписчиками платных библиотек, хотели сделать библиотеки более доступными i жертвовали на их развитие. Американское общество за долгие годы выработало менталитет жертводавцiв, что ассоциируется с большими достижениями искусства, культуры. Поэтому каждый считает необходимым помогать. Для библиотек Америки промышленник Эндрю Карнеги является одним из крупнейших меценатов. Он создал 1412 библиотек в разных городах. На большинстве библиотек является его мемориальные доски или библиотеки присвоено его имя. Большинство меценатов помогали только в том случае, если местное население тоже добровольно внесет средства на новую библиотеку. То есть это побудило других к благотворительности. Так, Карнеги строил библиотеки только там, где сумма годового библиотечного налога с граждан составляла 10% от стоимости строительства помещения библиотеки. Большей частью благотворительность ни была бесполезной, так как человек желал или прославить себя, или привлечь к себе внимание. Большую роль в збираннi средств для библиотек сыграли Женский клубы и церковные организации, которые создавались в конце ХIХ в. Женщины создавали различные библиотеки, собирали для них средства, книги, работали в них на общественных началах. Эта традиция сохранилась i сегодня. Средний класс жiноцтва свое свободное время посвящает именно сбору различной помощи для общественно важных вопросов. Среди женщин-украинок Америки существует высказывание: «Наши церкви, школы, библиотеки построены на варениках». То есть женщины собирались, лiпилы вареники, пирожные и прочее, зарабатывали деньги на их продажи i потом отдавали деньги на решение социальных вопросов. Таким образом женщины Чикаго собирали средства на пересылку книг в Украину. Участие женщин в збираннi средств на бiблiотечнi потребности в Америке обыденное явление, что возможно для внедрения i в Украине. индустриализации США требовала создания «коммерческих» библиотек, то есть созданных на средства самих читателей или работников отдельных фирм, позднее передавались в публичных или других библиотек i содержались на средства налогоплательщиков. Интересной является вообще система финансирования библиотек США. Своими корнями она выходит из характера американского мышления — полягайся на себя i не жди подарков с небес. Поэтому i источники содержание библиотек находятся в частных пожертвованиях: так финансировавшиеся НЕ ТОЛЬКО действующие сегодня частные библиотеки, но и публичные. Только позже начали действовать федеральнi дотации, которые рассматривались как дополнительная поддержка (на реализацию закона, программ). Библиотеки в Америке рассматриваются как неприбыльные организации, которые должны дотироваться из общественных источников, то есть за счет пожертвований. Разные виды библиотек получают финансирование на функционирование и строительство от упорядникiв: населенного пункта, фирмы, университета, частных лиц, а дополнительное — это подарки частных лиц. Наиболее типичная схема финансирования публичной библиотеки местные средства (70%), i их судьба постоянно увеличивается; средства штата (12%); федеральнi средства (9%); подарки спонсоров (6%); платные услуги (3%). Местные поступления — за счет специального библиотечного налога с недвижимости предприятий, торговли i доходов (в Iллiнойсi это 0,15 долл. От каждых 100 долл.). Налоги с физических лиц кумулируются в бюджете штата i распределяются на душу населения. Федеральнi средства распределяются только в виде программ на основании их ежегодного выдвижения библиотеками i оценки их необходимости. Поэтому библиотеки должны отстоять необходимость финансирования какой годовой программы. Средства спонсоров, меценатов, платные услуги — последняя статья доходов библиотек, но присутствует почти во всех библиотеках. Более 97% публичных библиотек занимаются привлечением средств. Из 100% библиотек, которые зарабатывают таким образом, 26,6% — имеют их в размере 20% от общих расходов, в 9% библиотек их 50%. Некоторые библиотеки (Нью-Йоркская публичная библиотека) имеют 60% бюджета за счет пожертвований. В структуре дополнительных средств основную долю составляют пожертвования и дотации спонсоров, судьба платных услуг значительно меньше. Основной источник финансирования библиотек университетов, колледжей — средства, которые получаются как плата за обучение. 3-4% — это бюджетные поступления (федеральнi, мунiципальнi программы). Остальные — это пожертвования и плата за обслуживание. Специальные и личные библиотеки финансируются по общепринятой схеме: средства основателя, федеральнi средства, пожертвования, платные услуги. Специфика разных штатов влияет на получение средств. Согласно отчетом за 1987 финансовый год библиотечная сеть штата Iллiнойс получила: из фондов штата около 71% — прибыль от библиотечного налога на регион i на душу населения, в 7% — дополнительные субсидии штата на обслуживание лиц с физическими недостатками i государственных учреждений; из федеральных фондов — 5,5%; от платного обслуживания — 10% i 6% из других источников. Причем удельный вес различных источников финансирования для библиотек штата и его столицы (Чикаго) была неодинаковой: основная отмена в том, что Чикаго ориентируется на федеральнi источники дополнительного финансирования, а периферийные библиотеки — на платные услуги и собственную инициативную деятельность по привлечению дополнительных средств. Это особенность надо учитывать i библиотеки Украины. Если большие библиотеки государство более-менее финансирует, тем меньше можно учиться в американцев выживать самим. Библиотеки Украины в прошлые годы привыкли к 100% финансирования от государства i только сегодня вынуждены искать пути пополнения своего бюджета, что является актуальным для какой-либо библиотеки. Для этого, используя давние украинские традиции меценатства, американский опыт, библиотеки Украины имеют возродить старые и найти новые формы привлечения средств на дела, полезные для всего общества. Рекомендуемая литература 1 Башун А. В. Влияние маркетинга и фандрейзинга на трансформацию библиотек / Наук. ред. В. С. Белецкий, докт. техн. наук. — Донецк: УКЦентр, 1999. — 204с. — Учебник к курсу 2. Башун А. В. Фандрайзинг или искусство сбора средств: метод. рекомендации библиотекам / Донец. ОУНБ; Ред. Ю. А. Лебедева. — Донецк. — 1998. — 103с. 3. Дригайло В. Г., Башун Е. В., Волынец В. Н. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения. — К .: Политехника, 2001. — 389с. 4. Башун А. В. Маркетинг и фандрейзинг в библиотеках: Выходит. покажч. / Донецкая ОУНБ — Донецк, УКЦентр. — 2000. — 58с.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.