Источниковедение. русская правда как памятник права

Правда Ярославичей сравнению с Правдой Ярослава детализирует многие нормы уголовного права в их применении к различным ситуациям и видов преступлений. Такая детализация очень расширяет потенциальный содержание Правды как источника к изучению характера хозяйства, экономических и общественных отношений, особенностей ранньоруського феодализма, элементов рабовладения, социальной дифференциации и тому подобное. "Аже оубъють огнищанина оу клетками, любо оу лошади, любо оу говяда, любо оу коровеи татьбы, то оубиты в пса город, а то же поконъ и тио-уницу. А в княжеские «тиоуни» 80 гривен. А конюх старый оу стада 80 гривен, яко оуставил Изяславъ въ своемъ Конюса его же оубилы Дорого-боудьцы. А в сельском старость Княжа "и в ратайнимь 12 гривен, а в рядовници княжеские 5 гривен. А в смерде и в холопе 5 гривен. Аже раба кормилица, любо кормиличинъ 12 гривен. А за княжеские конь, иже то с пятносмъ 3 гривны, а за Смердис 2 гривны, за кобылоу 60 римзань, а за свобод гривну, а коровы 40 резок ... Аже оувидить чюжь холопъ любо работе, платить емоу за обидой 12 гривен ... ... аже боудеть одинъ красавиц, то гривноу и тридесять ръзань и платить емоу; или ихъ боудеть 18, то по три гривны «и по 30 ръзань платить моужевы ...» Также высокой является ответственность за групповую кражу овец и ш. В цитате за каждым термином, за перечислением объектов, социальных групп людей, по соотношению меры наказания скрывается большая историческая информация.
приемопередатчики по витой паре

До сих пор нерешенная дискуссия о том, кто такой был огнищанинъ — хозяин усадьбы, владелец постоялого двора или слуга при княжеском дворе, в чем разница между сельским старостой и старостой ратайного, кто такие рядовнищ княжеские и почему за их убийство такое низкое денежное наказание, какой смысл придавался словам раба кормилица кормиличич (речь идет о женщине рабу, который грудью кормила княжескую или боярскую ребенка, о воспитателях (кормиличич)! По уголовным нормами просматривается образная палитра хозяйственного состояния княжеских и Других владений, где есть «клети, говяд, коровьи татьбы (?)», Конные стада, лошади, кобылы, волы, коровы, овцы. Наверное, была хорошо развитой денежная система, поскольку любые наказания за различные преступления переводились на деньги. Амплитуда наказание за убийство человека от 80 до 5 гривен наглядно отражает огромную социальную дифференциацию населения, классовый характер права. Одинаковое наказание за убийство княжеского рядовниця, смерда и холопа, очевидно, свидетельствует об их мало чем отличное социальное положение. Краткая Русская Правда имеет небольшую третью часть, которая называлась Покон верный и регулировала сбора веры (какой формы налогов, пошлин или иных платежей). Обычай, видимо, следует переводить как повеление, приказ. Обычай верный очень невнятная норма. Возможно, в редакциях, дошедших до нас, эта часть сохранилась в неполном виде. Однако Покон верный говорит, что право времен Киевской Руси уже регулировало вопросы платежей государству, которые должны были давать определенные категории населения. Такой же короткой и невыразительной, вероятно, по тем же причинам, есть и четвертая часть, Урок мостникам. Она, считают, регулировала величину вознаграждения людей, которые строили и ухаживали дороги и мосты государственного значения. Происхождение и списки Расширенной правды и Сокращенной Правды Значительно позже появились редакции Расширенной и Сокращенной Русской Правды, Источником для возникновения Расширенной Правды была Краткая Русская Правда . Главной второй составной частью расширенной редакции стал Устав Владимира Мономаха, составленный и принятый вскоре после киевского восстания 1113. Главное содержание Устава Мономаха составляли статьи о рези-проценты в первую очередь на ростовщический капитал. В этом вопросе Устав ограничивал произвол ростовщиков и был направлен на предупреждение возможных городских бунтов. Он своеобразный коллективный правовой акт, в котором отмечалось: Владимир «созва жену свою на Берестове: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью белгородских тысячьского, Станислава Переславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудинович Олговы мужа, и вставили ...» В течение XII в. Краткая Русская Правда и Устав Владимира Мономаха сосуществовали как отдельные юридические кодексы. Только в начале XIII в. они были объединены в один кодекс «Русская Правда», получивший название Расширенная Русская Правда. Последняя состояла из двух частей, озаглавленных «Судъ Ярославль Володимеричь Правда Русьская» и «Устав Володимерь Всеволодович». В древнейшем протографу Расширенной Русской Правды упомянутые подзаголовки выделены киноварью. Со временем потребности жизни требовали создания новых юридических норм, которые вставлялись в списки Расширенной Правды. Поскольку такая работа проводилась не в одном месте, а в разных княжествах Южной и Северной Руси, появилось много вариантов (списков) Расширенной Русской Правды. Науке известно их более 100. Расширенная Правда — это большой по объему юридический документ. В зависимости от списка он несколько или даже более сотни страниц печати, а Краткая Русская Правда (в зависимости от списка) имела объем несколько страниц. В списке, опубликованном С. В.Юшков (Юшков С. В. Русская Правда. М., 1950), Расширенная Правда насчитывает 56 статей, в том числе «Судья Ярославль Володимеричь Русская Правда» — 25. Итак, на Устав Владимира Всеволодовича и другие вставки приходится 31 статья. В процессе переработки Расширенной Русской Правды, обусловленной разными потребностями, возникла еще сокращена редакция Правды, получившая в науке название Сокращенной Русской Правды. Однако не все придерживаются такой точки зрения. Некоторые исследователи считают, что Сокращенная Правда существовала уже в XII в. и сама была протографом Расширенной редакции, а не наоборот. Использованные источники и труда

  1. Волынские грамоты XVI в К., 1995.
  2. Грамоты XIV в К., 1974
  3. История Львова в документах и материалах К, 1986. С 15-18,20-22,23-26
  4. История Украины в документах и материалах. Киевская Русь и феодальные княжества XII-XIII вв. К ... 1939 С. 118-133
  5. Летопись Русский за Ипатским списку. К., 1989. С. 20-22,439-440.
  6. Правда Руска. Памятник законодатний права русского с XI века / уложил др Кость Левицкий // журнала юридическая. Львов, 1895.Рочники 5. С. 141-191.
  7. Привилегии Львова (XIV-XVIII вв.) / Составил Мирон Капрал, Львов, 1998
  8. Хрестоматия по истории Украинской ССР с древнейших времен до конца 50-х годов XIX в .: Посибн. для учителей. К., 1959 С. 74-76.
  9. Введенский А А Лекции по документальному источниковедении истории СССР (Дипломатика). К., 1963.
  10. Каштанов СМ. Русские княжеские акты X-XIV вв. (До 1380 г.) // Археографический ежегодник за 1974 год. М., 1975 С 94-116.
  11. Макарчук Степан Привилегии Львова (XIV-XVIII вв.). Рецензия // Вестн. Львов, ун-та Серия Ист. 1998 Вып 33 С. 286-290.
  12. Розов В. Украинский грамоты XIV в. И первой половины XV в К., 1928.
  13. Юшков СВ. Памятники русского права М., 1953

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.