История становления библиотечной профессии

История становления библиотечной профессии ПЛАН

  1. Система знаний библиотечного работника.
  2. Психолого-педагогические аспекты библиотечной профессии.
  3. Профессиональная этика.
  4. Библиотечно-информационная деятельность в документально-коммуникационной подсистеме общества.
1. Система знаний библиотечного работника. Несмотря на длительность существования библиотеки как важного компонента духовной культуры общества, библиотечная деятельность выделилась в самостоятельную профессию относительно недавно. Зародыши библиотечной профессии находим в глубокой древности, когда для работы в библиотеках предназначались специальные люди. В течение длительного времени (≈ до 18 в.) Библиотека выполняла функции книгохранилища, главной задачей работников которого был сбор и хранение книжных сокровищ. Становление библиотечной профессии началось с того времени, когда книга определялась носителем знаний о людях и окружающем мире. С тех пор сбор книг и предоставления их в распоряжение читателей стало целью многих прогрессивных библиотек. Повышению интереса к книге, росту их количества способствовало изобретение книгопечатания. Создаются библиотеки при университетах и монастырях. Впервые вопрос о самостоятельности библиотечной профессии поставил в 18 в. Ф. Эберт, который считал знания библиотекаря в отличие от других ученых должны быть гораздо шире.
Вы хотите недорого заказать остекление в Перьми? Быстрое изготовление и качесвтенная установка на http://oknabalkonperm.ru/

Библиотекарь должен был обладать знаниями по теологии, философии, права, истории, медицины, математики, астрономии, механики и др. В 19 в. с этими требованиями прибавилось умение создавать библиотеку и управлять ею, вести каталоги. Коренные изменения в библиотечном деле — небывалое увеличение фондов и количества читателей — происходят в начале. XIX в., Когда интенсивно развиваются технические и естественные науки. Важность роли библиотекаря в становлении библиотечного дела осознавалось и в России. Первым и важнейшим элементом библиотеки немало российских библиотековедов считали библиотекаря, поскольку собрание книг еще не создает библиотеку. Сделать книги действующей силой, вдохнуть в них жизнь — призвание библиотекаря. библиотековед Л. В. Хавкина образно называла библиотекаря „ душой библиотеки, тем живой силой, которая приводит в действие все ее органически связаны части ". Профессия библиотекаря долгие времена была одной из самых почетных. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1812 по 1841 г. г. в Публичной библиотеке в Петербурге служил библиотекарем и заведующим отделом русских книг известный русский баснописец И. Крылов. Он в значительной степени способствовал росту популярности библиотеки. Российский математик Н. И. Лобачевский, профессор Казанского университета, по рекомендации Совета университета был назначен директором университетской библиотеки. Более 50 гг. Работал в Публичной библиотеке в Петербурге выдающийся искусствовед, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов. Впервые в России профессиональная подготовка библиотекарей начинает осуществляться в начале. ХХ в., Когда по инициативе Л. В. Хавкиной были открыты библиотечные курсы в Воронеже, Оренбурге, Перми, Харькове. С 1913 в Москве при университете Шанявского действовали библиотечные курсы, которые сыграли заметную роль в подготовке библиотекарей-профессионалов. Только в 1918 в Петербурге открывается первый в стране учебное заведение для подготовки библиотечных работников — институт внешкольного образования (ныне С-Петерб. Ин. Культуры им. Н. Крупской). В наши дни осуществляется значительную корректировку функций библиотеки — в частности отход от идеологической и развитие социализирующую, информационной функций. Главная цель перестройки библиотеки — ее гуманизация, а именно: активное изучение культурного наследия, которая содержится в книжном фонде, взаимная заинтересованность библиотекаря и читателя в общении, создание благоприятных условий для контактов читателей между собой. Изменение социального облика библиотеки требует новой профессиональной самосознания ее сотрудников. Профессия становится социально значимой и престиж ее возрастает, если ее содержание и общественные функции теоретически осознаны и практически реализованы, то есть, когда достигнута высокая профессионализация данной деятельности, отвечает следующим требованиям: — предоставление услуг — индивидуальных и общественных; — оперативное реагирование на изменения в необходимости этих услуг; — высокое мастерство в оказании таких услуг; — реальная оценка своей деятельности. 1. Для профессионального выполнения функций библиотекаря работник должен соответствовать определенным требованиям. Отечественные библиотековеды большое внимание уделяют разработке квалификационных характеристик должностей библиотечных работников. Практической целью этой работы является создание унифицированных документов в виде должностных инструкций, регламентирующих распределение и кооперацию труда в библиотеках и является научной базой для подбора, расстановки и использования кадров на основе четкого распределения их функций. В профессиональной функции библиотекаря заложено элементы активного воспитательного воздействия на всех, с кем он постоянно работает, поэтому высокая педагогически психологическое мастерство — профессиональная черта библиотечного специалиста. Библиотекарь — первый помощник школьного учителя и родителей, вот почему в системе его профессиональных знаний особое место принадлежит психологии и педагогике. Специфической чертой библиотекаря-специалиста есть такое знание книги, что, как отмечал советский библиотековед А. Покровский: „ Библиотекарь не просто отдается книге, не просто зачитывается романом, а всегда оценивает книгу и использует ее по-деловому, отмечает насколько она хороша и ценная, насколько интересна, доступна, кому и когда ее рекомендовать и для чего ". Библиотекарь должен ориентироваться в системе книгоиздания и книгораспространения, овладеть широкий круг источников библиографической информации, хорошо владеть методами библиографического поиска. Библиотекарь тогда отвечает своей социальной роли, когда он, как читающая личность находится на высоком уровне, чем массовый читатель. Систематически организованное, последовательное чтение должно быть профессиональной чертой библиотекаря. Библиотечная профессия требует также развития организаторских способностей. Новые условия существования БСИ, его органичное вхождение в систему социальных коммуникаций требуют расширения профессионального мировоззрения библиотекаря. 2. Психолого-педагогические аспекты библиотечной профессии Среди значимых качеств библиотекаря, необходимых для успешной работы, большое место занимают профессиональные. Эффективность работы сотрудника библиотеки зависит от того, насколько уровень его общего и специального образования и полученных практических навыков соответствует содержанию выполняемых им функций, а также от психофизиологических качеств библиотекаря, процесса работы и ее условий. Профессионально важные качества, необходимые для успешной работы в каждой области, можно разделить на три группы: 1) постоянно работать над собой; 2) желание и умение твердо подходить к работе; 3) трудолюбие. Общие качества, характерные для всех библиотечных профессий: 1) любовь к книге; 2) специфический тип памяти и внимания; 3) способность быстро и правильно переработать информацию. Основные качества для некоторых библиотечных специальностей: 1) при комплектовании фондов — целеустремленность; 2) в каталогизации — тщательность, внимательность, грамотность; 3) для систематизации литературы — умение различать часть и целое, логичность мышления; 4) при обслуживании читателей — высокий уровень культуры, контактность, тактичность, сдержанность, быстрая ориентация.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.